Главная / Новости больницы / Причина заикания не установлена…

Причина заикания не установлена…

Ежегодно 22 октября отмечают Международный день заикающихся людей. Мероприятия, которые проводятся в его рамках, направлены на повышение осведомлённости об этой особенности речи и на поддержку людей, у которых она наблюдается. Разбираемся в вопросе вместе с логопедом-афазиологом реабилитационного отделения ПСО ББСМП имени академика Н. А. Семашко Еленой ПРОСКУРЯКОВОЙ.

Начну с того, что Международный день заикающихся людей учреждён в 1998-ом году для привлечения внимания к медицинским и социальным проблемам, с которыми сталкиваются люди с заиканием, — уточнила Елена Ивановна. – Проблема актуальна, данное речевое расстройство  (иначе — логоневроз) наблюдается примерно у 1% населения Земли. То есть — примерно у 80 миллионов человек. Чаще оно отмечается у детей, но может наблюдаться и у взрослого. Известно, что мальчики страдают от заикания в два раза чаще девочек, а мужчины — в четыре раза чаще женщин.

В принципе, вопрос сложный, и многоплановый, обо всём рассказать в одном материале непросто. Обозначу основные моменты.

Так, прежде всего, заикание следует отличать от запинания. Переволновался ребёнок, захлестнули эмоции – и сбился, запнулся в каком-то слове. Попросите повторить его то, что произнёс неправильно. Если сказал, как нужно, то это означает, что малыш просто запнулся. Но мониторить ситуацию всё равно нужно, и постараться исключать факторы, которые спровоцировали сбой в речи.

Теперь то, что касается заикания. Перечислю его признаки. Это – чаще всего – повторение звуков, слогов. Начинается — как правило — с того, что повторяет ребёнок гласные звуки: «ааа», «ооо». Если ситуация усугубляется, то начинается повтор согласных звуков: чаще всего — «ббб»-«ппп», «ттт»-«ккк». Встречаются повторение слов, их удлинение, заметные паузы, нарушение ритма речи.

— Где истоки проблемы?

— Причин для «запуска» заикания называют несколько. Оно может быть вызвано нарушениями работы нервной системы, травмами, заболеваниями головного мозга, неправильным формированием речевых навыков. И, конечно, стрессом, испугом.  Есть и такой фактор, как двуязычие в семье. Например, бабушка и дедушка говорят на одном языке (к примеру, таджикский), мама и папа – на двух языках. А ребёнок в социуме (в детсаду, в школе) говорит на русском. И просто не успевает «перестраиваться» с одного языка на другой, отсюда – заикание.

— Можно ли помочь людям с такой речевой проблемой?

— Меня часто спрашивают, как бороться с заиканием, и я всегда отвечаю, что универсальных рецептов, одинаково эффективных для разных людей, не существует. Для одних подходит дыхательная гимнастика, для других требуются иные технологии. Всё индивидуально.

— Встречаются такие ситуации: вроде бы всё наладилось, а потом – рецидив?

— Бывают, это не редкость. Перенапряжение, стресс – и приходится начинать сначала. Но, в целом, по статистике, заикание, что появилось в детском возрасте, удаётся устранить. И во взрослую жизнь — по статистике – с заиканием выходит порядка 25 процентов. Здесь уже об излечении говорить не приходится, мы работаем по методикам для его смягчения его проявлений.

— Что делать, если у детей/взрослых по каким-либо причинам отмечается заикание?

— Для начала ребёнка следует показать педиатру, взрослому – записаться на приём к терапевту. Врач первичного звена даст направление к профильному специалисту (логопеду-дефектологу, неврологу, психологу, оториноларингологу). После обследования и будет назначено лечение исходя из тяжести дефектов речи.

— Мы постоянно говорим о необходимости профилактики, как это будет выглядеть применительно к заиканию?

— В семье должна быть психологически комфортная обстановка. Нельзя выплёскивать на детей негатив, запугивать их, наказывать физически. Не рекомендуется форсировать естественное развитие ребёнка, в том числе – речевое. Нагрузка должна быть посильной. И, конечно, обратите внимание на то, как ребёнок говорит. Торопится, «глотает» звуки и слоги? Работайте с этим, просите его произносить слова медленнее.

И, конечно, требуются общеукрепляющие меры. Это и режим сна, и своевременное лечение заболеваний, и закаливающие процедуры. Остерегайтесь черепно-мозговых травм.

А самое главное – не отдавайте детей во власть телевизора и гаджетов. Читайте с ними, обсуждайте прочитанное, просите пересказать услышанное.

Меню
 
Перейти к содержимому